Устройство сварной кровли из листовой стали

Покрытие кровель листовой сталью с соединением отдельных листов между собой лежачими и стоячими фальцами очень трудоемко как при заготовке элементов кровельных покрытий, так и при укладке их на крышах. Кроме того, применение фальцевых соединений листов вызывает дополнительный расход стали на их устройство, а при эксплуатации кровель они являются наиболее уязвимыми местами, что влечет за собой преждевременный износ кровли.

Такие отрицательные свойства фальцевых соединений побудили рационализаторов строительного производства искать новые способы соединения листов кровельной стали. Успешное развитие отечественной техники в области сварки металлов позволило применить сварку и в покрытии кровель из листовой стали. По предложению инженеров С. Е. Семечкина, Г. В. Филаретова, К. П. Ващановл и других устройство сварных кровель из листовой стали осуществляется в опытном порядке на ряде зданий в Москве. Устраиваются такие кровли следующим образом.

Листы кровельной стали заранее, в централизованном порядке, на заводах или в заготовительных мастерских сваривают в карты шириной в 3 листа, предназначенные для укладки их в рядовое покрытие и в полосы шириной в 1 лист, предназначенные для карнизных свесов, настенных желобов и разжелобков. Размер карт и полос по длине берется таким, чтобы при покрытии ими кровли не приходилось соединять одноименные элементы лежачими фальцами.

Сварка листов кровельной стали в карты и полосы производится с нахлесткой листов в швах на 5 мм на шовной роликовой электросварочной машине AIII-40 с синхронным прерывателем тока К-7. Производительность такой машины составляет до 3 ж шва в 1 мин.

Перед сваркой кромки листов очищают от окалины. Полученные сварные швы достаточно прочные и настолько плотные, что не пропускают ни воды, ни даже керосина или  бензина.

Покрытие крыш сварными картами и полосами

На одной из поверхностей карт для рядового покрытия и полос для разжелобков привариваются полоски листовой стали, которые служат кляммерами для крепления этих элементов покрытия к обрешетке. Количество кляммер берется такое же, как и при обычном покрытии кровель листовой стали. Приварка полосок осуществляется точечной электросваркой. Изготовленные таким образом карты и полосы проолифливают с двух сторон, затем свертывают в рулоны и в таком виде доставляют на постройки. На постройках рулоны раскатывают на верстаках и заготовляют вручную путем загиба кромок для фальцевых соединений и др. в зависимости от назначения элементов:

1) у карт для рядового покрытия производится отгиб двух противоположных кромок по длинным сторонам под стоячие фальцы; на одной стороне делается малый отгиб на 20 мм, а на другой стороне — большой на 40 мм;

2) у полос для покрытия карнизных свесов делается загиб отворотной ленты с губкой по одной длинной стороне;

3) у полос для желоба производится загиб кромки отворотной ленты или дутой губки по одной длинной стороне, а затем загиб собственно желоба: на противоположной, длинной, стороне полосы делается отгиб кромки под лежачий фальц для соединения полосы желоба с картами рядового покрытия;

4) у полос, предназначенных для покрытия разжелобков, производится отгиб двух противоположных кромок по длинным сторонам под лежачий фальц для соединения этих полос с картами рядового покрытия.

Покрытие крыш сварными картами и полосами выполняют следующим образом. Сначала обычным способом укладывают по костылям полосы карнизного свеса, которые гвоздями крепят к обрешетке. После этого прибивают крючья для настенных желобов и обычным способом укладывают полосы настенных желобов. В местах перегиба желобов (у водосточных труб и в местах наибольшего подъема) на крыше производится обрезка полос под углом, загиб кромок полос и соединение их между собой лежачими фальцами.