Тысяча и одна ночь

Средневосточные ковры

Будучи совершенным и самодостаточным произведением искусства, ковёр в то же время очень функционален в жилище. Он утепляет полы и стены, служит покрывалом для дивана и скатертью для стола, делая жилище уютным. Ковёр великолепно организует, структурирует пространство, обозначая зоны, подчёркивая формы мебели, убранства, гармонируя и контрастируя с ними.

Функционально ковры применяют в доме исходя из декора и того, в какой технике они изготовлены. Например, толстые ворсовые туркменские и афганские ковры тёмно-красных тонов, особенно туркменские с повторяющимся мелким орнаментальным элементом — гелем, лучше смотрятся и более комфортны на полу. Сравнительно тонкие безворсовые ковры — пёстрые, с мелким или крупным узором в ограниченной цветовой гамме, курдские и азербайджанские килимы из шерсти и шерсти с шёлком — хороши и на стене, и на тахте, и на столе. Советы по хозяйству: для пола, стен и дивана подходят классические персидские ворсовые ковры из шерсти и шёлка. Толстые шерстяные безворсовые пёстрые азербайджанские сумахи, очень плотные и жёсткие, годятся для того, чтобы класть их на пол и вешать на стену. А тончайшие шёлковые ворсовые коврики из Кума (Иран) — с филигранными узорами, нежной расцветки — подойдут для стены, тахты и стола.

В декоре средневосточных ковров можно отметить два основных принципа: «народный», «племенной» и «учёный», «академический». «Народный» узор крайне технологичен: это в основном угловатые геометрические элементы (основа «репертуара» — ромбы, звёзды, полосы, углы и треугольники), которые соответствуют перекрещениям под прямым углом основы и утка. Растительные и зооморфные мотивы применяются не менее широко, но они стилизованы с предельной геометризацией — почти до неузнаваемости. «Академический», «научный» узор классических персидских ковров разрабатывали придворные художники ещё в XVI в. Он включает только растительные орнаменты, изображения жанровых сцен, а также драконов и фениксов. Рисовать такой узор художнику легко, а вот ковровщику ткать очень сложно. Для этого придумывали специальные технические приёмы. Поэтому персидские классические ковры с орнаментами из пышных цветов, округло изгибающихся побегов и человеческих фигур были столь удивительны по красоте и дороги. В конце XIX в. мастера начали производить ковры с портретами древних и современных правителей Ирана, с изображениями археологических памятников, с подражаниями европейскому пейзажу. Сами персы очень ценят подобные изделия, но для европейского глаза это непривычно.

Чтобы создать комфортную атмосферу восточной красоты и неги, стоит побеспокоиться о соответствующей мебели и светильниках — так называемых предметах убранства, ведь ковёр, как самая дорогая и выразительная деталь интерьера, требует определённых форм этих элементов. Сейчас можно приобрести подходящую для современной квартиры искусную мебель, изготовленную вручную мастерами Востока, — от оригинальной до выдержанной в каком-либо из европейских стилей, где «восточность» является лишь экзотическим элементом декора. Для стилизации «под сераль» хороши светильники и сосуды из цветного металла — чеканные, ажурные, резные.

Помощь в подготовке материала оказала «Українська будівельна компанія«